Реализуйте свою мечту

о путешествии

.


Дельфы — Иерусалим и Мекка Древней Греции

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Greece.Ru. Сегодняшняя тема посвящена Дельфам — это Иерусалим и Мекка древнегреческого мира.

Delfi, население 2400

Не раз в истории маленькая, исторически бесполезная страна становилась «святой землей». В политической истории Древней Греции Фокида — страна между Парнасом и Коринфским заливом — была слабой федерацией безвестных городков. Но в Фокиде были Дельфы. Дельфы — это Иерусалим и Мекка древнегреческого мира. Дельфы представлялись его серединой, а посреди Дельф лежал особый камень — омфал, «пуп земли». Когда олимпийцы — новое поколение богов, уже принявших человеческий облик, — истребляли по всей земле своих чудовищных предшественников, Аполлон пришел в Дельфы и убил громадного змея Пифона, в темной пещере хранившего тайны матери-земли, и стал сам заведовать тай -

ным знанием. Так появился оракул (прорицалище) Аполлона в Дельфах, место, куда со всего эллинского и варварского мира шли узнать истину о прошлом, настоящем и будущем, которую сообщала жрица-пифия. В определенные дни она взбиралась на бронзовый треножник, установленный на скале над расселиной, источавшей дурманящие пары (говорили, будто это глубоко под землей продолжает разлагаться гигантский труп Пифона), и жевала листья лавра — священного дерева Аполлона. Скоро пифия впадала в транс и начинала нечленораздельно бормотать. Тогда жрецы прочитывали ей вопросы паломников и записывали бессвязное бормотание, которое затем перекладывали благозвучными стихами и передавали вопрошающим.

Ответы Аполлона часто отличались изощренной двусмысленностью. Лидийский царь Крез спросил, идти ли ему войной за реку Галис на соседнюю Персию. Жрецы ответили: «Галис Крез, перейдя, великое царство разрушит». Крез проиграл войну, лишился трона и чудом избежал смерти. На его жалобы жрецы ответили:

бог имел в виду твое собственное царство. Посредничество жрецов вносило в общение с богом человеческую интригу. Каждый паломник должен был сопроводить свой вопрос подарком или жертвой. Если подарок был лучше, чем у других, ответ давался вне очереди: при столпотворении в «пророческие дни» — совсем немало. Не поскупившись, можно было рассчитывать и на большее: например, узнать от Аполлона, что твои притязания на трон или на наследство справедливее, чем у твоего соперника.

Цари, богачи, целые города и государства несли в святилище подарки, ставили статуи и колонны, воздвигали и ремонтировали храмы. Остров Наксос поставил огромного мраморного сфинкса, рядом остров Керкира воздвиг медного быка с золотыми рогами — еще больше (оба животных теперь в местном музее). Напрасно: царь Крез уже заказывал для святилища громадного льва из чистого золота. Для подарков каждый город строил сокровищницу. Кроме желания похвастаться богатством даров и отделкой самого здания, у сокровищницы была практическая функция: хранить в безопасном месте часть государственного золотого запаса. На священные Дельфы долго не решались покуситься ни разбойники в мирное время, ни солдаты — в военное. Дельфы были самым престижным местом греческого мира: все, что творилось здесь, было на виду и на устах у всех.

Соперничество за благосклонность бога быстро переросло в состязание за славу среди людей. Разбив персов, афиняне построили в Дельфах портик, развесили в нем трофеи и написали: вот оружие, которое взяли афиняне у врага. Рядом спартанцы построили памятник победе над афинянами, а напротив аркадцы — памятник своей победе над спартанцами. Среди остатков всего этого по священной дороге и бродят сейчас туристы. Раз в четыре года состязание между городами в Дельфах принимало еще более зримую форму. Во искупление убийства божественного монстра Пифона Аполлон, по тогдашнему обычаю, основал поминальные игры, названные Пифийскими. Спортивная часть игр проводилась на стадионе выше святилища (сохранился гораздо лучше знаменитого олимпийского) и на ипподроме ниже (не осталось и следа). Музыкальные и поэтические конкурсы проходили в театре (тоже отлично сохранившемся) прямо над храмом Аполлона. Победители получали право ставить в Дельфах свои статуи. Знаменитый бронзовый возничий
в местном музее — одна из них. Расцвет святилища начался в VIII веке до н. э. Дважды сам Аполлон спасал его от варваров. В 480 году до н. э. на голову приблизившихся персов обрушились молнии, громы, ливни и камнепады. Вражеские полчища бежали в страхе. В 279 году до н. э. греки в битве при Дельфах разбили галатов (кельтов). При этом все видели, как в греческих рядах сражались божественные воины-призраки.

Аполлон не смог или не захотел помешать новым хозяевам мира — римлянам дважды разорить свою святыню: в 86 году до н. э. все, что ему понравилось, забрал с собой Сулла, в I веке 500 статуй вывез в Рим Нерон. Взамен римляне за долгий период своего господства наставили множество своих статуй и памятников и время от времени реставрировали древние постройки. Непоправимый удар нанесли первые императоры-христиане, запретившие все языческое. В 393 году прошли последние Пифийские игры (тогда же было покончено с Олимпийскими играми, другими языческими праздниками и культами). XIX век застал на месте Дельф пастушескую деревню Кастри. Власти переселили недовольных пастухов, основав по соседству

современную деревню Дельфы, а Кастри отдали под снос и раскопки Французской археологической школе. Результатом раскопок стали не только извлеченные из-под земли многочисленные эффектные развалины, но и музей — одно из лучших в стране собраний предметов древнегреческого искусства, несколько экспонатов которого пользуются мировой славой. Кроме святилища Аполлона, внизу от шоссе лежат развалины столь же древнего святилища Афины Пронайи, самая эффектная часть которых — остатки круглого храма-толоса — излюбленный мотив туристических открыток.
Рядом — все, что осталось от гимнасия, места физических и умственных упражнений. Напротив спуска к храму Афины — знаменитый Кастальский ключ: здесь совершали омовение паломники перед приходом к Аполлону и пифия перед началом вещаний. Наверное, отсюда

слава «кастальской влаги» как источника вдохновения. Именно ее жаждали в своих стихах все европейские поэты золотого века — от Байрона и Гете до Пушкина и Жуковского. Поездка в Дельфы вполне укладывается в один день. Однако лучше не упускать возможности переночевать здесь в одной из многочисленных уютных гостиниц, из окон которых открывается великолепный вид на долину Кирры и Итейский залив далеко внизу. Не поленитесь подняться на самый верх деревни. Там стоит дом поэта середины XX века Ангелоса Сикельяноса (1884—1951). В 1930-е годы Сикельянос задумался над греческой национальной идеей и тем, что может принести новая Греция миру. В результате он преимущественно на средства своей жены, знаменитой танцовщицы Эвы Палмер, принялся возрождать Пифийские игры. Они (с обнаженными юношами на античном стадионе и Прометеем на котурнах в дельфийском театре) состоялись дважды. На третьи денег не хватило: поэт и танцовщица без гроша уехали в Америку. Вещи и великолепные фотографии собраны в доме Сикельяноса и рассказывают о прекрасной утопии, участь которой столь не похожа на судьбу олимпийской мечты Кубертена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031